Костючек Н.С. Использование остаточного зрения учащимися школ слепых при восприятии наглядного материала в процессе обучения грамоте // Дефектология. 1994. № 1. С. 45-48.
Костючек Н.С. Использование остаточного зрения учащимися школ слепых при восприятии наглядного материала в процессе обучения грамоте
// Дефектология. 1994. № 1. С. 45-48.
Для систематизации методик, представленных в классификаторе, используется ряд параметров.
1) Категория лиц с ОВЗ: умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, сложные нарушения. Включались только те статьи, которые относятся к традиционным для специальной педагогики и психологии категориям лиц с ОВЗ.
2) Возраст: ранний и дошкольный возраст, школьный возраст, взрослый (начиная с юности).
3) Тип методики: экспериментальный, тестовый, проективный, вербально-коммуникативный, наблюдение. Каждая методика представлена в рамках конкретного метода, что позволяет пользователю сделать выбор с учетом содержания решаемых им задач.
4) Области применения диагностических методик: этиология нарушений; нейрофизиологические и психофизиологические механизмы нарушений; психолого-педагогические характеристики лиц с нарушениями развития; готовность к школьному обучению; умственная работоспособность; психомоторика; волевая сфера и поведение; самосознание, межличностные отношения и общение; личностные и социально-психологические характеристики; профессиональное развитие, социальная и социально-трудовая адаптация; интеллектуальные возможности; мотивация, эмоции и чувства; ощущения, восприятие, представления, мышление, внимание, память, воображение, речь.
На основе выделенных индикаторов возможен достаточно обоснованный выбор диагностических методик, релевантных содержанию исследовательских или практических задач. В классификатор были включены только те методики, информация о которых была полноценно представлена в анализируемых статьях. В некоторых случаях нами использовалось современное название методик.
Классификатор не включает описания методик, а также не содержит включенный в них стимульный материал. Такая работа, необходимая для исключения дезориентации пользователей, получающих информацию в сети Интернет, запланирована авторами на следующем этапе разработки классификатора.
Авторы классификатора будут признательны за комментарии и замечания.